Исключите недопустимые условия договоров с 01 сентября 2022 года
«Со следующего месяца плата за услуги увеличится». Исполнитель не вправе по собственной инициативе менять стоимость, сроки, предмет сделки и иные условия, согласованные с клиентом.
«Не обслужим, если клиент нам не нравится». Продавцы не вправе ставить условия, которые позволяют им отказывать клиентам в непредусмотренных законом случаях.
«Передумал сотрудничать — плати неустойку». Потребитель вправе в любой момент отказаться от договора о выполнении работ или оказании услуг. В этом случае он должен только возместить исполнителю его расходы
«Чтобы взять кредит, застрахуйте жизнь и здоровье». Продавец нарушает права потребителя, если предоставляет услугу в связке с еще одной. Например, если банк выдает кредит только при условии дополнительной страховки жизни и здоровья.
«Разрываем договор, когда хотим». Продавец не вправе досрочно расторгнуть договор по причинам, которые не предусматривает закон. Например, банк установил, что отказывает в согласованном кредите, если материальное положение заемщика ухудшилось, или в иных случаях на усмотрение банка.
«Пришлось дополнительно поработать — оплатите». Исполнитель должен заручиться согласием клиента, если собирается выполнить дополнительную работу. Например, если компания переустановила в компьютере программы и «заодно» почистила систему от вирусов, потребитель вправе не оплачивать работу, о которой сообщили постфактум.
«Мы работаем только с наличкой». Продавец вправе принимать только наличную оплату, если его выручка не превышает 20 млн руб. в год или он работает в отдаленном месте, где нет интернета. В остальных случаях продавец не вправе диктовать, каким способом покупатель должен расплачиваться — безналом или наличкой.
«Нарушу договор — заплачу минимальную неустойку». Закон запрещает включать в договор условия, уменьшающие размер законной неустойки:
Потребитель и исполнитель вправе установить размер неустойки выше, чем предусматривает закон, но не наоборот.
«Дефекты мелкие, поэтому деньги за товар не вернем». Покупатель вправе потребовать устранить недостатки товара, вернуть деньги, заменить товар на качественный или соразмерно уменьшить цену. Продавец не может в этом отказать.
«Хочешь подать в суд — сначала побеседуй со мной». В перечень недопустимых попало условие об обязательном досудебном порядке рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом.
«Докажите, что компания продала вам некачественный товар». Потребитель не обязан самостоятельно доказывать, что ему продали бракованный товар или оказали некачественную услугу. Проверку качества должен за свой счет проводить исполнитель.
«Деньги за подарочную карту не возвращаем». Условия договора не могут ограничивать потребителя в средствах и способах защиты прав. В частности, покупатель вправе отказаться от сделки и получить назад уплаченные деньги.
«Мы из Москвы, подавайте в суд только там». Договор не может ограничивать потребителя в выборе территориальной подсудности споров. Так, клиент вправе подать иск в любой из судов по своему усмотрению: по месту своего жительства или пребывания, по местонахождению ответчика, по месту заключения или исполнения договора.
Не требуйте персональные данные.