Восстановление бухгалтерского учета
В определенных ситуациях компаниям требуется восстановление бухгалтерского учета с целью избежания различных негативных последствий при его отсутствии. Данное мероприятие имеет особенности и нюансы, на которые необходимо обращать особое внимание.
Что такое восстановление бухучета
Восстановление бухучета — достаточно сложный и трудоемкий процесс, связанный с восстановлением всей первичной учетной документации компании, отражением хозяйственных операций по счетам учета, формированием отчетных документов в целях бухгалтерского и налогового учета.
Мероприятие осуществляется в несколько этапов:
- проведение инвентаризации
На этом этапе необходимо собрать сведения о том, каково фактическое наличие имущества, денег, материальных ценностей и основных средств в компании. Кроме того, проводится инвентаризация расчетов с контрагентами, а также дебиторской и кредиторской задолженности;
- обработка первичной документации
На следующем этапе собирается вся имеющаяся первичная документация, определяются недостающие документы и организуется их получение. Кроме того, вся «первичка» вносится в программу, на основании чего формируются регистры синтетического и аналитического учета;
- сверка полученных сведений с имеющимися
На этой стадии необходимо сверить полученные данные по регистрам с имеющимися с целью выявления каких-либо различий и исправления неточностей;
- формирование отчетности
Данный этап предполагает анализ имеющейся и сданной отчетности, при котором выявляются и устраняются пробелы. Необходимо определить, какие формы отчетности не представлялись в контролирующие органы, и, соответственно, следует их передать в кратчайшие сроки;
- аудиторская проверка
На последнем этапе проводится окончательная аудиторская проверка, при которой выявляются какие-либо неточности бухгалтерского и налогового учета, необходимые к исправлению и приведению учета в соответствии с требованиями законодательства.
Когда нужно восстановление бухучета
По бухгалтерскому учету восстановление необходимо в следующих случаях:
- если в организации никогда не велся бухгалтерский учет или же он осуществлялся время от времени;
- если по каким-либо причинам произошла утрата бухгалтерского учета, к примеру, при поломке программного обеспечения или вследствие некомпетентных действий сотрудников;
- если в действиях сотрудников предусматривается злой умысел, то есть сознательное удаление важной информации;
- если бухучет велся неправильно, и его необходимо перестроить в соответствии с действующим законодательством.
Нюансы восстановления бухучета
На первоначальном этапе восстановления бухучета необходимо обратить внимание на следующие нюансы:
- действие может быть полным или частичным, и, как правило, зависит от объема утраченной информации. В соответствии с этим устанавливается объем работ, необходимых к восстановлению бухучета;
- мероприятие должны осуществлять разные сотрудники, не только бухгалтеры, но также аудиторы и специалисты по налоговому учету;
- изначально необходимо оценить фактическое состояние бухгалтерского учета, чтобы определить фронт работы;
- для проведения инвентаризации необходимо издать соответствующий приказ и назначить инвентаризационную комиссию;
- при восстановлении бухгалтерского учета следует также заниматься восстановлением и налогового учета, для чего учитывается система налогообложения и ее специфика.
За какой период восстанавливается учет
На законодательном уровне не установлено, за какой именно период необходимо восстанавливать бухучет. Наилучший вариант — восстанавливать учет за весь период, поскольку в этом случае выстраивается хронология хозяйственных операций и отсутствует возможность пропуска каких-либо документов.
Если такой возможности нет, то лучше всего восстановить учет за период налоговой проверки, то есть не менее 3-х лет. Необходимо учесть, что данные на начало трехлетнего периода восстановления должны полностью соответствовать реальной действительности, чтобы у проверяющих не возникло никаких вопросов.
Ответственность за отсутствие учета
Если в компании не ведется бухгалтерский учет, к ней могут применить административную ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ, а именно наложение штрафа на должностных лиц в размере 5-10 тыс. руб. Повторное нарушение законодательства предусматривает штраф 10-20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок 1-2 года.
В целях избежания данного негативного момента необходимо в срочном порядке провести восстановление бухучета, цена на которое зависит от объема проводимых операций. В дополнение можно заказать и бухгалтерское обслуживание, чтобы в последующем не возникало ситуации, когда нужно будет восстанавливать бухучет.
Заказать восстановление бухучета
Восстановление бухучета: полезная информация
Чтобы провести работы по восстановлению отчета за прошлые периоды, необходимо иметь первичную документацию.
Обратите внимание, что корректировать ошибки необходимо в момент их обнаружения. Ведь из одной ошибки вытекает другая, из-за этого может появиться необходимость исправлять весь учет.
Если неточности есть в нескольких регистрах, потребуется полное восстановление учета. Это нужно делать по всем правилам, чтобы избежать штрафов.
Счета, накладные, выписки из банковских организаций – все это первичная документация, с помощью которой можно восстановить электронную базу данных. На это уйдет время, но корректировки тогда будут сделаны согласно всем нормам и правилам.