Ведение бухгалтерского учета для франчайзи
Франчайзинг – популярная форма ведения бизнеса, которая основана на возможности одной компании (франчайзера) передать по договору модель ведения дел другой компании (франчайзи) в рамках заданных стандартов. Такой тип партнерства пользуется спросом, так как выгоду получает каждая из сторон – у франчайзи появляется шанс вести бизнес, не начиная его с нуля (снижается риск банкротства на ранних стадиях, опускаются различные ошибки), франчайзер получает доступ к новым каналам сбыта и вознаграждение. Именно последний момент заслуживает отдельного внимания, так как бухгалтерский учет в рамках франчайзинга имеет существенные нюансы.
Особенности бухгалтерского учета франчайзинга
Основа бухгалтерского учета франчайзинга – положение о нематериальных активах. Проще говоря, франчайзер (выступает в роли лицензиара) предоставляет франчайзи в пользование (при сохранении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а именно, технологии производства, особенности сбыта и привлечения клиентов) – данные нематериальные активы не списываются со счетов лицензиара и отражаются в его бухгалтерском учете, на них также накладывается амортизация.
Несколько особенностей ведения бухгалтерского учета франчайзинга:
- Нематериальные активы, которые лицензиар предоставляет в пользование, не подлежат списанию и продолжают амортизироваться.
- В бухгалтерском учете они отображаются обособленно, для них открывается отдельный субсчет к счету 04 «Нематериальные активы» — «Амортизация по НМА».
- Франчайзер имеет право использовать данные НМА и на своей деятельности тоже.
В итоге получается, что бухгалтерский учет при франчайзинге по амортизации включает в себя сразу две статьи расходов: по обычным видам деятельности (касается непосредственно той деятельности, которую осуществляет компания, и связанных с этим трат и прочий расход. Касательно данного пункта расходов мнения экспертов расходятся: одни считают, что данные статьи расходов следует разделить, чтобы облегчить процесс ведения бухгалтерского учета на предприятии. При этом отчет о финансовой деятельности франчайзи должен предполагать занесение статей расходов именно в тот период, в который они совершались, даже если сам платеж был произведен позднее. Противоположное мнение – всю сумму амортизации в рамках одного предприятия (в том числе по франчайзи) можно отнести к статье основных расходов:
- Франчайзи имеет право использовать товарный знак, слоган, технологии производства, рекламные особенности франчайзера и т.д. Данный фактор не влечет за собой увеличение суммы итоговой амортизации за месяц, то есть дополнительные расходы со стороны франчайзера не требуются.
- Франчайзер продолжает использовать описанные выше нематериальные активы в своей обычной деятельности.
Таким образом, бухгалтерский учет в сфере франчайзинга не представляет особую сложность. Ключевое различие заключается в необходимости использования дополнительной статьи расходов для указания расходов на ежемесячную амортизацию. Расходы, связанные с регистрацией нового франчайзи, также признаются прочими расходами (пункт 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Данная графа относится к расходам на различные виды интеллектуальной деятельности, куда также относятся плата прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы. В бухгалтерском учете данная статья расходов указывается строго в том месяце, в котором она производилась, независимо от времени фактической выплаты.