Заказать звонок
09:00-21:00 без выходных

Статьи

Аренда основных средств представляется как передача подобных объектов имущества на официальной основе во временное владение и пользование какому-либо контрагенту. Во взаимоотношениях принимают участие два субъекта — арендодатель и арендатор, и между ними заключается официальный договор передачи в аренду. Его период может быть любым: если меньше года — это считается краткосрочной арендой, если больше года — то долгосрочной арендой.

Соглашение может предполагать переход права собственности на арендованный объект. Любое действие по передаче основного средства в аренду непременно фиксируется соответствующей корреспонденцией в бухгалтерском учете у обеих сторон соглашения.

Бухучет при аренде основных средств у арендодателя

Перемещение объекта ОС при арендных отношениях может быть двух видов:

  1. основной тип деятельности;
  2. разовое действие.

В зависимости от указанного момента бухгалтерский учет имеет нюансы фиксации доходов и затрат по арендным операциям.

При первом варианте, если передача основных средств в аренду — это основной тип деятельности, применяется сч. 90 «Продажи». При этом расходы по арендным мероприятиям аккумулируются на счетах, предназначенных для учета затрат (20, 23, 26, 44) — амортизация, начисляемая по переданным ОС, или ремонтные расходы. В конце каждого месяца сформированные размеры затрат списываются на сч. 90 корреспонденцией Дт 90 Кт 20 (23, 26, 44). Выручка, получаемая по арендным операциям, фиксируется на кредите сч. 90, к примеру, арендные платежи указываются корреспонденцией Дт 76 Кт 90/1. По прошествии отчетного (расчетного) периода необходимо определить финансовый результат по сч. 90 (прибыль или убыток), который затем перенести на сч. 99.

При втором варианте, если сдача основных средств в аренду — это разовое действие, то операцию необходимо отражать на сч. 91 «Прочие доходы и расходы». Расходы учитываются на дебете счета, а доходы — на кредите.

Важно! В арендные платежи следует включать величину НДС, в связи с чем нужно начислять налог с доходов через корреспонденцию Дт 90/2 (91/2) Кт 68 и перечислять его в бюджет государства.

Корреспонденция, формируемая в бухучете арендодателя:

Дебет Кредит Наименование операции
01 01 Передача основного средства в аренду
76 91/1 Начислена арендная плата за ОС
91/2 68.НДС Начислен НДС с арендной платы для уплаты в бюджет
20,23,26 02 Начислена амортизация по объекту, сданному в аренду
91/2 20,23,36 Начисленная амортизация списана в расходы
51 76 Поступление оплаты арендных платежей от арендатора
91/9 99 Финансовый результат от сдачи ОС в аренду (прибыль)

 

Бухучет при аренде основных средств у арендатора

Для отражения арендованного ОС у арендатора используется забалансовый счет 001, по дебету которого отображается общая стоимость объекта по арендному соглашению. Амортизационные отчисления по арендованным ОС рассчитывать не нужно.

Выплаченные арендные платежи фиксируются арендатором в качестве расходов по обычным типам деятельности корреспонденцией Дт 20 (23, 26, 44) Кт 76. По платежам указывается НДС, в связи с чем можно определить налог и использовать его в качестве вычета — Дт 19 Кт 76 и Дт 68 Кт 19. Непосредственное перечисление арендных платежей фиксируется корреспонденцией Дт 76 Кт 51. Когда арендуемое ОС возвращается арендодателю, оно снимается с учета по забалансовому счету 001 с указанием суммы по кредиту.

Корреспонденция, формируемая в бухучете арендатора:

Дебет Кредит Наименование операции
001 01 Принято к учету арендованное основное средство
20 (44) 76 Списана сумма арендных платежей без НДС
19 76 Выделен НДС из суммы арендных платежей
68.НДС 19 НДС направлен к вычету
 76 51 Перечислена арендная плата за основное средство
001 Снято с учета основное средство при возврате его арендодателю

Отражение операций по выкупу арендованного ОС

При выкупе ОС арендатором оплачивается выкупная стоимость объекта и формируется соответствующая корреспонденция — Дт 76 Кт 51. При поступлении имущества на баланс все произведенные расходы изначально собираются на сч. 08 «Капитальные вложения в ОС» — Дт 08 Кт 76. Выплаченные ранее перечисления по аренде также аккумулируются на сч. 08 и используются как начисленная амортизация — Дт 08 Кт 02. После этого объект основного средства принимается в эксплуатацию — Дт 01 Кт 08.

Корреспонденция, формируемая арендатором при выкупе ОС:

Дебет Кредит Наименование операции
76 51 Перечислена выкупная цена за основное средство арендодателю
08 76 Выкупная цена относится к капитальным вложениям в основное средство
08 02 Учтены уплаченные арендные платежи в виде амортизации
01 08 Объект введен в эксплуатацию

Отражение операций по ремонту арендованного ОС

Корреспонденции по проводимым ремонтным мероприятиям зависят от того, кто именно их проводит:

  1. арендатор

Если соглашением предполагается, что ремонт объекта основных средств производит арендатор, то все осуществленные расходы в его бухгалтерском учете относятся на счета затрат по обычным типам деятельности:

Дт 20 (44) Кт 10 — при списании использованных материалов на ремонт;

Дт 20 (44) Кт 70 — при начислении зарплаты сотрудникам, осуществляющим операции по ремонту;

Дт 20 (44) Кт 76 — при использовании в ремонте услуг специализированных компаний.

Корреспонденция, формируемая арендатором при ремонте ОС:

Дебет Кредит Наименование операции
20 (44) 10 Списана стоимость материалов, потраченных на ремонт
20 (44) 70 Начислена зарплата рабочим, занятым в ремонте ОС
20 (44) 69 Начислены страховые взносы на работников, занятых в ремонте ОС
20 (44) 60 (76) Отражены расходы на услуги сторонних организаций
19 60 (76) Выделен НДС по услугами сторонних организаций
68.НДС 19 НДС направлен к вычету
  1. арендодатель

Если соглашением предполагается, что ремонт объекта основных средств производит арендодатель, то все осуществленные расходы списываются в его бухгалтерском учете как будущие платежи по аренде. Они отражаются на счетах 20 или 44 проводками, которые были указаны ранее.

Затем затраты, аккумулированные на этих счетах, нужно списать в дебет сч. 76, поскольку на нем ведется учет всех платежей по аренде, и составляется корреспонденция Дт 76 Кт 20 (44).

 

ВОПРОС:

Подскажите, пожалуйста, как правильно и возможно ли вообще осуществить перевод средств с ООО, где я являюсь ген директором на своё ИП в качестве пополнения оборотных средств или любого другого законного платежа?

Подробнее

ВОПРОС:

Для начала бизнеса нужны инвестиции, которыми я располагаю, как частное лицо. Подробнее

ВОПРОС:

Добрый день, есть вопрос по начислению налога на аванс при УСН 6%.

Допустим у меня есть годовой контракт который длиться с июля 2018 года по июль 2019.
В июле 2018 я получаю 50% аванса по этому контракту. А остальную оплату получаю по завершению работ в 2019 году. Подробнее

ВОПРОС:

Добрый вечер.  Скажите, пожалуйста, нужно ли учитывать в книге доходов/расходов перечисление денег со счета на депозит банка и обратно и проценты, которые после этого банк начисляет, как доход? Моя система налогообложения УСН доход — расход.

Подробнее

Документооборот

ВОПРОС:

Минимальная зарплата в Санкт-Петербурге,  как я понимаю,  17000 р. Подробнее

С 2017 г. администрированием страхвзносов занимается ИФНС, и теперь она имеет право вызвать работодателя не только по вопросам начисления и уплаты НДФЛ. В Письме ФНС от 25.07.2017 г. № ЕД-4-15/14490@ зафиксированы порядок и правила работы комиссий по легализации базы по расчету страховых взносов. Они занимаются вопросами корректности исчисления облагаемой базы и величины страхвзносов и НДФЛ.

Подробнее

На 2019 г. утвержден новый формат справки 2-НДФЛ, нововведения по которой содержатся в Приказе ФНС РФ от -2.10.2018 г. № ММВ-7-11/566@. Данный документ был зарегистрирован в Министерстве юстиции 22.10.2018 г., и его положения будут действовать в 2019 г. при сдаче документации за 2018 г.

Какие моменты утвердили

Приказ вступает в юридическую силу с 1 января 2019 г., и на его основании будут действовать такие новые пункты: Подробнее

При перечислении денежных средств с расчетного счета организации могут возникнуть ошибки, вследствие которых финансы вернутся плательщику либо уйдут на реквизиты не того получателя. О том, как правильно осуществить возврат ошибочного платежа, читайте в нашей статье.

Наиболее распространенные ошибки при проведении платежа

Все ошибки при формировании и проведении платежного поручения можно разделить на несколько групп:

  1. технические

Подробнее

Рассмотрим, какие инициативы могут изменить налогообложение и бухучет для нас с вами в 2019 году.

На законодательной основе планируется ввести часть неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ, хотя это нововведение и не нравится владельцам бизнеса в России. На данный момент установлен перечень из почти 60-ти неналоговых платежей, однако в НК РФ будет включено приблизительно 10% из них как наиболее подходящих и близких по смыслу к налоговым платежам. Подробнее