Расширение полномочий бухгалтера.
В законодательстве о бухучете вновь появились нововведения. На этот раз на основании Федерального закона от 26.07.2019 г. № 247-ФЗ установлено, что главбуху снова разрешается требовать от всего персонала организации четкого выполнения его требований. Основное условие — данное требование нужно оформлять в письменном виде.
Право требовать выполнения
При вводе в действие первого Закона о бухучете от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ устанавливалось, что главбуху разрешено требовать выполнения его указаний от всех работников компании в части документального оформления фактов хозяйственной деятельности и представления документов и информации. В 2011 г. законодательство о бухучете несколько изменилось, и данную норму исключили. И только в 2019 г. снова было установлено, что главбух все же имеет такое право, о чем и указано в июльском Законе № 247-ФЗ.
Правда, звучит эта норма несколько иначе, и основное, на что нужно обратить внимание:
- требование главбуха должно оформляться в письменном виде;
- требования обязательны для всех сотрудников компании.
Условие о письменной форме требования вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, документальное оформление требования поможет повысить дисциплинированность работников, поскольку в случае неповиновения их можно привлечь к «дисциплинарке». С другой стороны, на главбуха возлагается дополнительная работа, поскольку «проблемных» сотрудников в компании может быть очень много.
Однако главбухгалтер должен исполнять нормы Закона о бухгалтерском учете, в том числе и в части оформления требований.
С чего начинать?
Главного бухгалтера должен поддерживать руководитель компании. Однако он может рассудить несколько иначе: если главбух наделяется таким правом, то он будет рассылать требования не только простым сотрудникам, но и руководителям подразделений. Такая позиция может не понравиться директору, который посчитает, что только он может отдавать указания.
В этом случае бухгалтер может руководствоваться результатами проведения Счетной палатой, ФНС и федеральным казначейством контрольных мероприятий. Результаты такого действия указаны, к примеру, в Представлении Счетной палаты от 30.05.2019 г. № ПР 02-123/02/2-05. Госорганы указывают на нарушения законов в сфере бухучета, например:
- отсутствует оформление первичных бухгалтерских документов по приходу нефинансовых активов;
- не соблюдается график документооборота;
- не оформляются первичные бухгалтерские документы для фиксации хозяйственных операций;
- неверно отражаются проводимые действия в бухгалтерских документах;
- бухгалтерские учетные документы составляются и представляются с нарушением сроков, что влияет на необоснованное списание дебиторской задолженности.
Данные нарушения квалифицируются как грубое нарушение правил ведения бухучета и составления отчетности. Они возможны в том случае, если главбух не осуществляет должный контроль над деятельностью сотрудников и соблюдением требований, инструкций и положений по ведению бухучета.
В таком случае первостепенная задача главбуха — заручиться поддержкой руководства, а затем приступать к изменению учетной политики компании.
Изменение учетной политики
Корректировка законодательной базы может стать основанием для принятия изменений в учетную политику компании. При этом вносимые изменения должны отражаться в бухучете и финансовой отчетности согласно требованиям законодательства.
Изменения в части требований главбуха не имеют прямого влияния на показатели бухгалтерского учета и отчетности. Однако они позволяют повысить достоверность и качество бухучета. Кроме того, несоответствие учетной политики законодательным нормам может квалифицироваться проверяющими органами как административное нарушение по ст. 15.15.6 КоАП РФ.
В этой связи в учетной политике следует предусмотреть такие изменения:
- ситуации, при которых главбух обязан или вправе выдавать требования в письменной форме по вопросам грамотности, своевременности и качества оформления первичных учетных документов по фактам хозяйственной деятельности;
- варианты действий или решений должностных лиц, получающих письменные требования от главбуха, а также порядок их документального оформления;
- сроки выполнения письменных требований главбуха;
- ответственность за неисполнение требований главбуха, а также ее виды, к примеру, за неисполнение в полной мере или же за ненадлежащее исполнение требований;
- порядок действий, предпринимаемых главным бухгалтером, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения сотрудниками указанных требований.