9 марта 2022 года были внесены изменения в налоговое законодательство, которые затронули ювелирные компании: Путин подписал закон, отменяющий НДС при покупке частными лицами золота в слитках. С точки зрения покупателей эти изменения имеют положительный характер, но ювелирные бренды отреагировали на них негативно.

Что изменилось

Вместе с отменой НДС поменялась и система налогообложения для производителей: теперь они не могут работать на УСН. Раньше упрощенка разрешалась для компаний, не имеющих филиалов, со штатом менее 130 человек и с выручкой до 200 млн. руб. в год. Такие производители могли самостоятельно решать, будут они выплачивать 6% с выручки или 15% с выручки за вычетом расходов.

Согласно изменениям в законодательстве, с 1  января 2023 г. производители ювелирных изделий должны перейти на ОСН. Перечень налогов для них в этом случае:

  • НДС – 20%;
  • на прибыль – 20%;
  • на имущество – в зависимости от объекта, до 2,2%.

В 2021 году рынок стабильно рос. Согласно аналитическим данным компании Sokolov, его объем за этот период увеличился на 4%, аналогичная цифра характеризует и рост среднего чека. Однако в 2022 году отрасль ждут серьезные перемены, в том числе в связи с изменениями в налоговом законодательстве.

Реакция бизнеса

Наталья Брянцева, основавшая ювелирный бренд Avgvst, написала на своей странице в социальной сети, что до принятия закона на УСН работали более 1200 компаний – это около 45% рынка. В результате перехода на новую систему малый бизнес не справится с нагрузкой, поэтому, по мнению предпринимательницы, на рынке останутся только 3 крупные компании.

Аналогичного мнения придерживается Надежда Хорт, создательница бренда nana.jewellery. Она считает, что новое законодательство – это лоббирование интересов крупных игроков рынка, которые уже сейчас работают на ОСН. Мелкие же компании, по ее словам, не потянут новые условия работы и уйдут с рынка. В результате производителям придется поднимать цены, но даже в этом случае они не смогут конкурировать с лидерами отрасли.

Впрочем, повышение цен вызвала не только отмена упрощенки, но и другие причины:

  • Рост стоимости сырья. Если 22 февраля один грамм стоил 6300 руб. в Сбербанке, то к 11 марта его цена увеличилась до 11200 руб.
  • Увеличилась стоимость камней, оборудования, инструментов, выросла аренда помещений – все это неизменно ведет к росту цен на готовую продукцию.
  • Еще один фактор риска – обязанность ювелиров с 1 марта 2022 года маркировать все изделия. Для этого нередко приходится нанимать новых сотрудников – а значит, увеличиваются расходы на зарплату.

Некоторые предприниматели считают, что в таких условиях проще отказаться от производства ювелирных изделий. Например, такого мнения придерживается создатель бренда «48» Илья Кузнецов. Все чаще звучат высказывания, что в трудных экономических условиях малый бизнес в ювелирной отрасли нужно поддерживать другими мерами. Так, Наталья Брянцева уверена, что необходимо сделать широкие лимиты по обороту и ввести для ювелиров патентную систему налогообложения.

Противоположное мнение

Представители малого бизнеса в ювелирной отрасли уверены, что принятие закона лоббировал Артем Соколов – управляющий партнер бренда Sokolov, одного из крупнейших игроков рынка. Об этом заявила Наталья Брянцева, со ссылкой на отраслевой журнал Junwex, который сообщил, что Соколов имеет прямое отношение к принятию закона.

Однако в Sokolov это опровергли, заявив, что заседание Совета Федерации, на котором присутствовал Артем Соколов, проходило в декабре, и к этому времени законодатели уже несколько лет обсуждали возможность отмены НДС на приобретение золота. Кроме того, в Sokolov считают, что отмена НДС одновременно с отменой УСН должна очистить рынок, убрав с него недобросовестные компании. Эта мера необходима также для того, чтобы крупные производители не стали юридически делиться на несколько мелких ради уклонения от уплаты налогов.

Минпромторг, в свою очередь, заверил, что будут разработаны специальные меры, которые помогут поддержать в новых условиях малые и средние предприятия, работающие в ювелирной отрасли.