Как правильно выбрать форму собственности при регистрации компании
Мы уже обсудили в прошлой статье некоторые отличия таких форм собственности, как ООО и ОАО. Посмотрим теперь на этот вопрос еще шире и добавим к сравнению, пожалуй, самую популярную форму — ИП (индивидуальное предпринимательство).
ИП — индивидуальный предприниматель
ИП — самая популярная форма собственности для малого бизнеса и первая ступень после статуса «самозанятый», с которой начинается серьезный путь. Здесь все доступно, быстро и прозрачно. От процесса регистрации до самой работы в качестве предпринимателя.
Оформление этой формы собственности возможно онлайн в личном кабинете или банке за 3-5 дней. Для этого нужен только паспорт, ИНН и заявление.
Какой выбрать режим налогообложения при регистрации — решать вам. Выбор стоит между общим или специальными режимами: УСН, ПСН, ЕНВД или ЕСХН. Если эти аббревиатуры вам пока еще не знакомы, вы можете получить консультацию нашего бухгалтера, чтобы разобраться в этом вопросе подробнее.
Такую форму организации бизнеса:
- Просто создать, так как уставной капитал и учредительные документы не требуются. Госпошлина стоит всего 800 рублей, если подавать документы лично. Если оформить заявку на регистрацию онлайн, то вообще бесплатно.
- Быстро ликвидировать, хоть это и достаточно хлопотно. Но закрыть ИП можно даже с долгами. Только имейте в виду, что задолженность так и останется висеть, а штрафы и пени за неуплату будут расти вместе с регулярными уведомлениями из гос. органов.
- Выгодно держать, потому что ИП платит низкий налог, штрафы и пошлины, а все заработанные деньги являются собственностью предпринимателя после уплаты налогов.
- Удобно вести, потому что не нужно сдавать в налоговую тщательный бухгалтерский учет, не нужно предоставлять публичную отчетность, а выручкой владелец может распоряжаться как угодно.
Но у ИП есть и недостатки.
Ограничения по видам хозяйственной деятельности. Например, невозможно открыть розничный магазин по продаже алкоголя, поставлять и продавать электрическую энергию, открыть агентство по трудоустройству российских граждан за границей с такой формой организации бизнеса.
А каждый индивидуальный предприниматель несет личную административную и уголовную ответственность в случае факапа бизнеса.
Платить налоги, а также страховые взносы за себя и сотрудников, если они есть, придется всегда — неважно, ушли вы в отпуск или просто месяц не задался.
Также, для бизнеса, который развивается и «растет», важно понимать, что со статусом ИП его продать невозможно. Только после процедуры переоформления в другую форму собственности.
ООО — общество с ограниченной ответственностью
Еще одна известная форма собственности для малого бизнеса — общество с ограниченной ответственностью.
Чтобы открыть ООО, вам потребуется:
- 4000 рублей на госпошлину за регистрацию, если вы подаете заявку в здании налоговой. Если регистрируетесь онлайн, то процедура будет бесплатна.
- 1 и более учредителей.
- 10000 рублей уставного капитала и выше, сумма которого может быть внесена не деньгами, а имуществом, ценными бумагами или различными материальными ценностями.
- Пакет документов.
- Печать и расчетный счет.
- Аренда офиса или помещения для компании.
В ООО нет ограничений на виды деятельности, можно легко перейти с общего на упрощенный режим налогообложения. Очень просто войти и выйти из состава учредителей — это зависит от того, покупаете или продаете вы долю в бизнесе.
В состав учредителей ООО могут входить до 50 человек — это идеальный способ для создания семейного дела или дела с друзьями.
Но наряду с этим в такой правовой форме есть высокая ответственность и стоимость по налогам и штрафам, вывод прибыли только через дивиденды, частые налоговые проверки и сложная налоговая отчетность, а также долгая процедура ликвидации или банкротства. Со всем этим без грамотного и сильного бухгалтера не справиться.