НК не запрещает вести сотрудничество с взаимозависимыми контрагентами на спец. режимах. Выбор и смена бизнес-структуры — исключительное право каждого из них. Сам по себе факт взаимозависимости организации и ее партнеров — не основание, чтобы консолидировать их доходы.

Безусловно, если организация работает только с контрагентами на спец. режимах, то это вызывает вопросы. Но в тех случаях, когда деятельность партнера не связана с предпринимательской целью, а направлена, например, на обналичивание средств. Внимание привлекают и организации на спец. режимах, которые встроены в цепочку сделок для оптимизации НДС либо их внедряют для дробления.

Претензии налоговиков могут основываться на многих обстоятельствах и фактах. Так, если есть предпосылки дробления, то все претензии сводятся к работе нескольких организаций и (или) ИП, связанных между собой в одной сфере бизнеса или в рамках единого производственного процесса. При этом все участники схемы или только их часть могут применять спец. режимы. Поэтому их доходы, как правило, суммируют и доначисляют недоимку по общей системе.

У налоговиков вызывают подозрения и те обстоятельства, когда контрагенты имеют общий пул поставщиков и покупателей, одинаковый IP-адрес, товарный знак, сайт и др.

Есть понятие «законная структуризация бизнеса». В нем как раз раскрывается, что во избежание доначислений структура бизнеса должна иметь деловую цель, финансово-экономическую обоснованность и обладать критерием самостоятельности и самодостаточности. Поэтому, чтобы снизить риски, доказывайте, что у контрагентов нет приоритетного налогового мотива.

На стадии возражений организации надо самостоятельно рассчитать налоговые обязательства. Так как инспекторы тоже нередко ошибаются — в учете уплаченных налогов по внутригрупповым сделкам, применяемому методу расчета (кассовый или метод начисления), а также в сумме расходов, включая те, что подлежат учету на общей системе.

В качестве защиты представляйте доказательства, что бизнес-структура имеет исключительно деловую цель. Предъявляйте исторические, политические, социальные, экономические и иные причины именно такого построения бизнеса, а также подтвердите отсутствие доминирующего налогового мотива. Это сложная задача, но ее можно достигнуть, в том числе путем отсылок на специфику деятельности.