Авансовый отчет.
Что такое авансовый отчет
В целях осуществления некоторых операций в производственно-хозяйственной деятельности компания выдает своим сотрудникам денежные средства под отчет, к примеру, для закупки ТМЦ, оплаты услуг, при отправке в командировку и т.д. Работники в обязательном порядке должны отчитаться, куда именно они потратили выданные денежные средства, и для этого оформляется авансовый отчет организации по установленной форме.
Данный документ представляет собой регистр бухгалтерского учета, предназначенный для отчета работника о том, на какие цели были потрачены деньги. При этом оформление взаимоотношений по выдаче средств под отчет характеризуется несколькими особенностями:
- деньги передаются только работнику, состоящему в трудовых отношениях с компанией. Выдача подотчетных сумм иным лицам запрещена;
- выдачу денег под отчет можно производить только тем сотрудникам, которые полностью отчитались по суммам, выданным ранее. При этом они в обязательном порядке должны были представить авансовый отчет;
- один сотрудник не может передавать подотчетные денежные средства другому. Взаимоотношения устанавливаются только между организацией и конкретным работником;
- денежные средства выдаются под отчет на основании заявления работника или распоряжения руководителя. В этих документах указывается срок выдачи денег, по истечении которого работник обязан не позднее 3-х дней представить авансовый отчет в бухгалтерию.
Какие типы авансовых отчетов бывают
Авансовые отчеты в целом идентичны, однако могут различаться в части направления использования подотчетных денежных средств. В зависимости от этого момента используются различные счета учета, а потому с разнесением израсходованных денег необходимо быть предельно внимательными.
Суммы могут быть потрачены на следующие цели:
- покупку товарно-материальных ценностей (сырья и материалов, ГСМ, запасных частей и т.д.);
- оплату услуг сторонних организаций (рекламы, продвижения, консультаций, установки программного обеспечения и т.д.);
- осуществление расходов при отправке в командировку (суточные, приобретение билетов, оплату гостиницы);
- оплату почтовых расходов (приобретение конвертов и марок, отправку корреспонденции);
- оплату представительских расходов (для приема представителей сторонних организаций).
Данные цели можно определить не только из заявления сотрудника или распоряжения руководителя, но также исходя из оправдательных документов, прикладываемых к авансовому отчету (чеков, квитанций и иных бланков строгой отчетности). На их основании расходы разносятся по соответствующим счетам бухгалтерского учета, к примеру, на 10 (ТМЦ), 20 (основное производство), 23 (вспомогательное производство), 44 (коммерческие расходы).
Как правильно составить авансовый отчет
Форма авансового отчета утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 г. №55 и имеет лицевую и оборотную стороны, обязательные для заполнения. Чтобы не запутаться, как правильно составить авансовый отчет, необходимо заполнять обе стороны построчно.
На лицевой стороне нужно зафиксировать следующую информацию:
- наименование организации и ОКПО;
- номер и дату авансового отчета;
- структурное подразделение;
- ФИО подотчетного сотрудника, его профессию и табельный номер;
- табличную часть, в том числе предыдущий аванс (остаток или перерасход), получено аванса, израсходовано, итого остаток или перерасход, бухгалтерские записи (отражение расходных сумм по дебету и кредиту).
На оборотной стороне следует отразить такие сведения по оправдательным документам:
- номер записи по порядку;
- дату и номер документа;
- наименование документа;
- сумму расхода (по отчету и принятую к учету);
- дебет счета и субсчета (заполняется бухгалтером);
- ФИО и подпись подотчетного лица.
Авансовый отчет проверяется рядовым бухгалтером и главным бухгалтером, и при этом отмечается, что остаток внесен в кассу по приходному ордеру (номер и дата) или же перерасход выдан из кассы по расходному ордеру (номер и дата). Авансовый отчет обязательно должен утверждаться руководителем компании.
Типовые ошибки при составлении авансового отчета
Типичные ошибки заключаются в таких моментах:
- включение расходов без оправдательных документов;
- формирование в авансовом отчете проводок, несоответствующих счетам бухучета;
- включение расходов по договору с контрагентом на сумму более 100 тыс. руб.;
- отсутствие заявления сотрудника или распоряжения руководителя на выдачу подотчетных сумм;
- выдача денежных средств при отсутствии авансового отчета по ранее выданным суммам;
- нарушение валютного законодательства, к примеру, при отправке сотрудника в заграничную командировку.