Очень скоро под контролем федеральной антимонопольной службы будет сформирован реестр недобросовестных подрядчиков . В этот реестр попадут подрядчики, которые не подписали контракт, либо его нарушили. Если вы крупный корпоративный заказчик, то изучите эту информацию, чтобы защитить себя от возможного сотрудничества с такими подрядчиками. Ну а если вы ИП — то сам Бог велел предусмотреть все нюансы и сложности этой ситуации, которые могут возникнуть с обеих сторон.

Что такое реестр НПО

Реестр недобросовестных подрядных организаций включает в себя список подрядчиков, выигравших электронный аукцион, но уклоняющихся от выполнения своих обязанностей. Такие организации либо не заключают договоры, либо не соблюдают их условия. Эти причины являются основанием для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций.

Порядок привлечения подрядчиков для оказания услуг описан в Постановлении Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 615. Всё, что касается реестра НПО, описано в разделе VII.

Также все ключевые моменты относительно реестра недобросовестных подрядчиков описаны в ст. 104 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

За ведение реестра отвечает ФАС, согласно антимонопольному законодательству.

Организации, попавшие в реестр, не могут участвовать в закупочных аукционах в течении двух лет. По истечении срока с подрядчиков снимаются ограничения, однако они могут попасть в список ещё раз.

Кто может попасть в реестр НПО

Основание для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций — уклонение от заключения договора или несоблюдение его условий. Это имеет отношение:

  • к организациям, которые стали победителями электронного аукциона;
  • единственным участникам электронного аукциона;
  • организациям, заявкам которых присвоен 2-ой номер.

ФАС вносит в реестр организации за несоблюдение правил, например:

  • несоблюдение сроков выполнения работ более одного раза, или срыв срока более, чем на 15 календарных дней;
  • прекращение членства в саморегулируемой организации;
  • выяснение, что банковская лицензия подрядчика является недействительной;
  • несоблюдение заявленного уровня качества выполняемых работ;
  • начало выполнения работ позднее намеченного более, чем на 5 дней;
  • использование некачественных материалов.

Заказчик может расторгнуть контракт с недобросовестным исполнителем при выявлении серьёзного несоответствия с условиями. В других случаях расторжение контракта проходит в суде.

Как подать заявление

Заказчик подаёт заявление и другие документы в ФАС о  подрядчике, которого он считает недобросовестным в течение 3 дней, если тот занял первое или второе место в аукционе, либо по факту расторжения контракта в суде. Если подрядчик был единственным участником аукциона, то заявление подаётся в течении 5 дней.

ФАС рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней, и при выявлении нарушения вносит данные в реестр НПО в течение 3 рабочих дней.

Что еще можно сделать с недобросовестным подрядчиком

Если заказчик столкнулся с подрядчиком, который не выполняет работу в срок или выполняет её некачественно, он имеет законные основания для возмещения убытков и получение платы за неустойку. В тех случаях, когда заказчик — это физическое лицо или индивидуальный предприниматель, они защищены законом о защите прав потребителей, и на его основе могут требовать те или иные действия от исполнителя.

Если подрядчик не выполняет оговорённые работы в срок, потребитель может пойти одним из четырёх путей:

  1. Он может установить новый срок выполнения работ.
  2. Также он может потребовать от подрядчика скидку.
  3. У заказчика также есть возможность нанять другого исполнителя. Его работа будет оплачена подрядчиком, который не выполнил работу в срок.
  4. Ну и наконец заказчик может расторгнуть с подрядчиком договор.

Обычно возврат денег, уменьшение стоимости, оплата работы другого исполнителя и т.д. выполняется в течении 10 рабочих дней. Подрядчик обязан платить неустойку в размере 3% за каждую единицу времени (день, час), но при этом размер неустойки не должен превышать общей стоимости работ. Также заказчик может потребовать от исполнителя возмещение убытков, возникших в результате невыполнения работ, в том числе — упущенную выгоду.

Претензия составляется письменно и обязательно должна содержать данные о том, кому и кем направлена, дату отправления, подпись и цель обращения. В претензии должна быть описана вся суть ситуации: что было в договоре, что было сделано или не сделано в итоге, требования и т.д.

Если же решить проблему таким образом не удалось, то нужно обращаться в суд. Потребитель должен составить иск, в котором будут указаны название и адрес суда, названия и адреса сторон конфликта и контакты. В иске должны быть чётко сформулированы требования. В суде заказчик должен предоставлять доказательства, например, копии документов.